Народ амхара
Амхара — это семитоязычная этническая группа, коренная для центральных высокогорий Эфиопии. Их численность составляет около 28 миллионов человек, или 24% от общего населения страны в 116 миллионов. В основном это сельские фермеры и жители высокогорья, говорящие на амхарском языке — семитском языке, происходящем от геэза. Амхарский служит официальным рабочим языком Эфиопии и веками формировал административные, литературные и религиозные традиции. Подавляющее большинство амхара исповедуют эфиопское православное христианство тевахедо — миафизитскую веру, введённую в IV веке н.э., которая сочетает древние семитские и кушитские элементы в ритуалах с акцентом на монашество, посты и толкование священных текстов на геэзе.
Исторически амхара составляли культурный и политический стержень Абиссинской империи. Их высокогорья стали колыбелью династий, таких как Соломонова линия, восстановленная в XIII веке. Это способствовало созданию централизованной феодальной системы, высеченных в скалах церквей и сопротивлению внешним завоеваниям, включая вторжение Адаля в XVI веке и европейские посягательства в XIX веке. Элита амхара выступала хранителями имперской идентичности Эфиопии, продвигая амхарский как объединяющий язык и православие как государственную религию, сохраняя наследие Аксумского царства на фоне региональных кушитских и нилотских влияний. Общество амхара подчёркивает патриархальные кланы, террасное земледелие, адаптированное к пересечённой местности, и устные эпосы, прославляющие воинов-царей, хотя феодальные иерархии и системы землевладения вызывали внутренние напряжения и миграции.
В современной Эфиопии сообщества амхара сохраняют влияние через образование, военную службу и диаспоры в Северной Америке и Европе. Однако они сталкиваются с политикой этнического федерализма, которая с 2023 года провоцирует споры о территориальных претензиях и усилиях по разоружению, подчёркивая трения от сдвигов власти после 1991 года, ушедших от высокогорного центризма. Среди заметных вкладов — достижения в местной историографии, поэзии и церковном искусстве; хронисты и аббаты сохранили корпус текстов, подчёркивающих преемственность от древних семитских миграций.
Происхождение
Этимология
Термин «амхара» впервые появляется в эфиопских исторических записях в конце XIII века в связи с Йекуно Амлаком (прав. ок. 1270–1285), основателем Соломоновой династии, описываемым как происходящим из «Дома Амхара» (Bete Amhara) — региона в центральных высокогорьях Эфиопии. Изначально это было территориальным обозначением, а не строго этническим. Этимология спорна: одна версия возводит к амхарскому корню amari («приятный», «красивый», «милый»); другая — к геэзскому составному ʿam («народ») + ḥara («свободный» или «воин»), то есть «свободный народ» или «народ воинов». К XIV веку в королевских надписях и хрониках при императорах вроде Амдэ Сейона (прав. 1314–1344) «амхара» обозначало лояльные воинские отряды из Шева-Волло, эволюционируя в социально-военный идентификатор.
Этногенез
Этногенез амхара включал постепенное слияние семитоязычных мигрантов с коренными кушитоязычными народами в северных и центральных высокогорьях в I тысячелетии до н.э. Лингвистические данные показывают интенсивный контакт: общие грамматические черты, такие как системы конвербов и падежные маркировки, отражают кушитский субстрат в семитских формах. Генетические исследования подтверждают близость кушитских и семитских групп в регионе Африканского Рога, указывая на смешение, а не замещение. Топонимы высокогорья (кушитские названия рек с семитскими наложениями) и адаптация местных культур, как тефф и энсете, подчёркивают интеграцию.
Принятие христианства как государственной религии в Аксуме в середине IV века н.э. при царе Эзане консолидировало идентичность высокогорья. Сначала элитарное, оно распространилось к концу V века, создавая культурные и религиозные отличия от языческих южных и восточных групп. К XIII веку в регионах Шева и Годжам усилилась этнолингвистическая гомогенизация: амхарский стал де-факто придворным языком, интегрируя разнообразных семитских носителей через сельскохозяйственные поселения и церковные сети. Идентичность подчёркивала общий амхарский язык и православные практики, отличая от периферийных этносов.