Война в Тыграе (2020—2022)
Тиграйская война (также известная как Тиграйский конфликт) — это вооружённый конфликт в Эфиопии, который длился с ноября 2020 года по ноябрь 2022 года. Он разгорелся между федеральным правительством под руководством премьер-министра Абия Ахмеда и Народным фронтом освобождения Тиграя (TPLF) — региональной этнической партией, контролировавшей северный регион Тиграй и ранее доминировавшей в национальной политике. Конфликт начался после скоординированных атак сил TPLF на базы эфиопских национальных сил обороны (ENDF), включая штаб-квартиру Северного командования в Мекеле, в ночь на 3–4 ноября 2020 года. В результате погибли сотни федеральных военнослужащих, а нападавшие захватили оружие и оборудование. Федеральное правительство ответило объявлением "операции по восстановлению закона" для устранения руководства TPLF, в то время как TPLF представила атаки как превентивный удар против предполагаемой агрессии федерального центра. Силы обороны Эритреи (EDF) вошли в Тиграй с севера в поддержку эфиопских федеральных сил и союзных милиций Амхара, в то время как союзники TPLF продвинулись в соседние регионы Афар и Амхара, расширив зону боевых действий. Корни войны уходят в политические сдвиги после 2018 года, когда Абий Ахмед пришёл к власти и начал разматывать доминирование TPLF в этнической федеративной системе Эфиопии. Тиграйские лидеры отвергли федеральную власть на фоне споров о задержке национальных выборов из-за пандемии COVID-19. TPLF провела односторонние региональные выборы в сентябре 2020 года, что привело к эскалации и военным провокациям. Федеральные силы изначально захватили большую часть Тиграя к концу 2020 года, но TPLF перегруппировалась, используя партизанскую тактику, и вернула Мекеле в июне 2021 года, переведя войну в затяжную фазу с использованием дронов, ракетных ударов и этнических милиций. Конфликт привёл к катастрофическим человеческим потерям: от 100 000 до 600 000 избыточных смертей от насилия, болезней и голода. Зафиксированы массовые убийства, сексуальное насилие и вынужденное перемещение свыше 2 миллионов человек. Экономический саботаж, включая ракетные удары TPLF по гражданской инфраструктуре в Амхаре и Афаре, усугубил нестабильность. Враждебные действия официально прекратились Соглашением в Претории 2 ноября 2022 года под эгидой Африканского союза, предусматривавшим прекращение огня, разоружение TPLF, восстановление федерального контроля над Тиграем и гуманитарный доступ. Однако реализация тормозится внутренними разногласиями в TPLF и неурегулированными территориальными претензиями. Война изменила федеративную динамику Эфиопии, ослабив этнический федерализм и выявив уязвимости в управлении многоэтническим государством.
Предыстория
Народный фронт освобождения Тиграя (TPLF) был основан в феврале 1975 года в западных низинах Тиграя как этнонационалистическая повстанческая группа на фоне недовольства военной хунтой Дерг, захватившей власть в 1974 году в результате переворота против императора Хайле Селассие. Изначально состоя из небольшой группы тиграйских студентов и интеллектуалов, TPLF стремилась обеспечить самоопределение тиграйцев в Эфиопии, мобилизуя крестьянскую поддержку против земельных реформ и принудительной коллективизации Дерга, что усугубило голод и репрессии в северной Эфиопии в 1970–1980-х годах. К 1978 году группа консолидировала контроль над сельским Тиграем через партизанскую войну, создав параллельные административные структуры и массовую организацию для поддержки восстания. В 1980-х TPLF расширила военные возможности, побеждая силы Дерга в ключевых сражениях и заключив альянсы с другими этническими повстанческими группами, сформировав коалицию Эфиопского народно-революционного демократического фронта (EPRDF) к концу 1980-х, где TPLF стала доминирующим партнёром. Координированные наступления EPRDF завершились свержением Дерга в мае 1991 года, положив конец Эфиопской гражданской войне и установив правление под руководством TPLF в Аддис-Абебе. В этом режиме тиграйцы, составлявшие около 6% населения Эфиопии, получили непропорциональное влияние на федеральные институты, включая армию, разведку и экономические конгломераты вроде Фонда восстановления Тиграя (EFFORT). С 1991 по 2012 год лидер TPLF Мелес Зенауи занимал пост премьер-министра, внедрив этнический федерализм, децентрализовавший власть по этническим линиям для разрешения исторических обид, но укрепивший контроль EPRDF через структуру авангардной партии. Этот период характеризовался тиграйской политикой, сосредоточенной на сохранении гегемонии TPLF в коалиции, с внутренними чистками и идеологическими сдвигами от марксизма-ленинизма к авторитарному developmental state. После Мелеса TPLF продолжала доминировать в EPRDF до 2018 года, когда внутренние напряжения в коалиции и общенациональные протесты подорвали её позиции, вызвав resentment среди других этнических групп из-за предполагаемого тиграйского перепредставления в государственном аппарате.
Придя к власти 2 апреля 2018 года, премьер-министр Абий Ахмед начал серию реформ по демонтажу централизованного этнического доминирования EPRDF, установившегося с 1991 года и укрепившего влияние TPLF в федеральных институтах, несмотря на то что тиграйцы составляли лишь 6% населения. Реформы включали реструктуризацию сил безопасности: Абий назначил нелояльных TPLF лиц на ключевые посты в армии и разведке, ранее контролируемые кадрами TPLF, тем самым уменьшив фактическое вето партии над национальной политикой. Реформы стремились создать более единую национальную структуру на основе философии Абия "Медемер" — синергии между разнообразием и единством, критикуя жёсткий этнический федерализм Конституции 1995 года, который распределял власть по этническим линиям и предоставлял регионам обширную автономию, включая контроль над местными силами безопасности. Ключевой реформой стало объявление в ноябре 2019 года о роспуске EPRDF и её замене Партией процветания (PP) — панифиопийским образованием, предназначенным преодолеть этнические разделы и продвигать управление на основе заслуг вместо этноцентричного патронажа. TPLF отвергла слияние, расценив его как неконституционную централизацию, подрывающую федеративную систему и угрожающую их региональному оплоту в Тиграе, где они монополизировали власть с 1991 года. Эта реструктуризация маргинализировала представителей TPLF в федеральных органах, таких как Совет министров и верховное командование армии, усугубив обвинения TPLF в том, что Абий подрывает конституционный порядок, консолидируя исполнительную власть в Аддис-Абебе. Эти федеральные корректировки изменили динамику власти, приоритизируя национальное единство над этническими силосами — шаг, поддержанный не-тиграйскими этническими группами, недовольными политикой федерального центра под руководством TPLF, но раскритикованный лидерами TPLF как предательство многонационального федерализма с правом на сецессию и региональное первенство. Данные периода показывают, что доминирование TPLF привело к непропорциональному представлению тиграйцев в федеральном госслужбе (20–30% в ключевых секторах) и военном руководстве, что реформы Абия разбавили через продвижения и расследования коррупции среди элит TPLF.
В декабре 2019 года премьер-министр Абий Ахмед реструктурировал коалицию EPRDF в Партию процветания (PP), что побудило TPLF отказаться от участия и позиционировать себя как единственный региональный оплот против нового национального образования. Этот отказ стал ранним актом неповиновения: TPLF отвергла видение Абия единой партии, заменяющей этнический федерализм Конституции 1995 года, которая предоставляет регионам значительную автономию по статьям 39 и 50, включая права на самоопределение и независимое управление. TPLF утверждала, что слияние подрывает конституционный этнический федерализм, в то время как федеральные власти видели позицию TPLF как препятствие национальным реформам по снижению этнических разделов. Напряжённость усилилась вокруг Национальной избирательной комиссии Эфиопии (NEBE): TPLF обвинила федеральный орган в партийном вмешательстве в подготовку региональных выборов в Тиграе, что привело к отзыву аккредитации тиграйских чиновников и разрыву совместных избирательных диалогов к началу 2020 года. В июне 2020 года федеральное правительство отложило национальные выборы — изначально назначенные на 29 августа — неопределённо из-за пандемии COVID-19, с продлением сроков парламента Палатой федерации; TPLF оспорила это как неконституционное, ссылаясь на то, что Конституция требует выборов не позднее чем за месяц до истечения срока (около октября 2020 года для федерального парламента) и запрещает неопределённые задержки без явных положений. TPLF сослалась на региональную автономию, чтобы оправдать проведение выборов в Тиграе 9 сентября 2020 года вопреки федеральным запретам, представляя федеральное вмешательство как нарушение федерализма. 23 июля 2020 года совет Тиграйского региона, доминируемый TPLF, чей мандат истекал, созвал собрание для избрания нового руководства, включая Дебрецсиона Гебремихаила на пост регионального президента — действие, которое федеральное правительство сочло неконституционным как обход истёкших сроков и федерального надзора. 5 сентября 2020 года Палата федерации единогласно постановила, что запланированное региональное голосование в Тиграе недействительно, ссылаясь на отсутствие федерального согласования и конституционные требования к синхронизированным процессам по национальному закону. Тиграйские власти проигнорировали постановление, продолжив регистрацию избирателей и подготовку, что укрепило их претензии на параллельное управление и эскалировало конфронтацию, бросив вызов легитимности федерального парламента после истечения срока.
Хронология событий
Преддверие вооружённого конфликта (сентябрь–ноябрь 2020): В ответ на отсрочку федеральным правительством национальных и региональных выборов, изначально запланированных на август 2020 года из-за пандемии COVID-19, администрация Тиграя под контролем TPLF объявила о планах провести собственные региональные выборы, чтобы избежать вакуума легитимности по истечении сроков чиновников 10 сентября 2020 года. Администрация премьер-министра Абия Ахмеда расценила это как неконституционное, аргументируя, что Палата федерации продлила региональные сроки неопределённо на фоне кризиса здравоохранения, и предупредила, что односторонние действия подрывают национальное единство и избирательную целостность. TPLF возразила, что федеральная задержка нарушает конституционную автономию Тиграя в этнической федеративной системе, предоставляющей регионам значительное самоуправление, включая над выборами. Тиграй провёл региональные выборы 9 сентября 2020 года с явкой около 2,7 миллиона избирателей по 152 округам, сосредоточившись на избрании нового регионального совета из 190 мест. TPLF одержала сокрушительную победу, завоевав 189 мест, в то время как мелкие союзные партии взяли остальные, укрепив своё доминирование в регионе несмотря на международную и внутреннюю критику процесса как лишённого полного доступа наблюдателей и изолированного от федерального надзора. Абий Ахмед немедленно осудил голосование как "недействительное", заявив, что оно нарушает конституцию Эфиопии и несёт риски для общественного здоровья; федеральное правительство отказалось признавать результаты или переизбранное руководство TPLF под руководством Дебрецсиона Гебремихаила. Федеральный ответ усилился в последующие недели: эфиопский парламент 7 октября 2020 года проголосовал за разрыв официальных связей с региональным руководством Тиграя, приостановив бюджетные ассигнования и федеральную помощь региону, составлявшую значительную часть его финансирования. 7 ноября 2020 года парламент официально распустил региональное правительство и совет Тиграя, назначив временную администрацию, лояльную Аддис-Абебе, хотя исполнение осложнялось контролем TPLF над местными силами безопасности и милициями. Тиграйские власти отреагировали ограничением федерального доступа к региону, включая блокировку выдачи национальных удостоверений и входа федеральных сотрудников, и создали параллельные институты, такие как Бюро СМИ Тиграя, для противодействия федеральным запретам на региональные СМИ. В ночь на 3–4 ноября 2020 года силы, аффилированные с TPLF, включая Специальные силы Тиграя и местные милиции, нанесли скоординированные удары по нескольким базам ENDF Северного командования, штаб-квартира которого находилась в Мекеле, что привело к захвату нескольких позиций, гибели личного состава ENDF и захвату оружия и оборудования. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед описал инцидент как неспровоцированный и изменнический акт TPLF, объявив позже в тот же день о "операции по восстановлению закона" против группы. TPLF охарактеризовала атаки как превентивную акцию для нейтрализации надвигающейся федеральной угрозы.
Начальные наступления федеральных и эритрейских сил (ноябрь 2020 – июнь 2021): Федеральное правительство Эфиопии начало военное наступление в Тиграй 4 ноября 2020 года сразу после атаки сил TPLF на базы Северного командования ENDF в Мекеле предыдущей ночью. Премьер-министр Абий Ахмед представил операцию как действие по восстановлению закона для демонтажа руководства TPLF, развернув подразделения ENDF преимущественно с юга вместе с союзными милициями Амхара на западе. Одновременно силы обороны Эритреи (EDF) пересекли границу в северный Тиграй из Эритреи, продвинувшись для противодействия предполагаемым угрозам от сил TPLF. Силы ENDF и EDF добились быстрых территориальных успехов в первые недели, захватив пограничные города вроде Хумера в западном Тиграе к началу ноября через скоординированные атаки, подавившие оборону TPLF. Во время отступления из западных районов милиции, аффилированные с TPLF, и полиция убили около 600 гражданских лиц — преимущественно этнических амхарских фермеров и меньшинств Эроб — в Май-Кадра 9 ноября с использованием ножей, палок и огнестрельного оружия. На северном фронте подразделения EDF захватили Заламбессу и Адиграт, облегчив окружение восточного Тиграя. К концу ноября федеральные силы окружили столицу Тиграя Мекеле после продвижения через южные города вроде Аламаты и Киджава, с тяжёлой артиллерийской подготовкой перед финальным штурмом. Войска ENDF вошли в Мекеле 28 ноября, что побудило Абия объявить об успешном завершении операции и восстановлении федеральной власти, хотя лидеры TPLF скрылись в сельских оплотах. С декабря 2020 по июнь 2021 года федеральные и эритрейские силы проводили "зачистки" против остатков TPLF в горной местности, используя авиаудары эфиопских ВВС для поражения партизанских позиций и путей снабжения.
Тиграйское сопротивление и партизанская фаза: (Продолжение хронологии из введения и ключевых событий: В конце 2021 года силы TPLF вторглись в регион Афар, переместив свыше 300 000 жителей и разрушив инфраструктуру. В марте 2022 года силы Афар при поддержке федеральных войск вернули ключевые города вроде Берахле; гуманитарное перемирие объявлено 24 марта. 2 ноября 2022 года подписано Соглашение о прекращении огня (CoHA) в Претории, предусматривающее разоружение TPLF, вывод эритрейских и амхарских сил, гуманитарный доступ. В марте 2024 года федеральное правительство попыталось отменить юридический статус TPLF. В июне 2024 года локальные столкновения на границе с Амхара, включая перемещения TDF и атаки, привели к перемещению и жертвам среди гражданских. В августе 2024 года конгресс TPLF исключил временного регионального президента Гетачева Реду и отозвал аспекты его полномочий, вызвав федеральные обвинения в неповиновении. 23 ноября 2024 года запущена фаза демобилизации под наблюдением Временной администрации Тиграя и ООН. К октябрю 2025 года нарастающие трения в южном Тиграе, включая преследования и дезинформацию, повышают риски эскалации.)
Ключевые участники
- Федеральное правительство Эфиопии (ENDF): Под руководством премьер-министра Абия Ахмеда проводило операции по восстановлению порядка, в альянсе с региональными силами.
- Народный фронт освобождения Тиграя (TPLF) и Силы обороны Тиграя (TDF): Основная тиграйская оппозиция, инициировавшая конфликт и возглавившая сопротивление; внутренние разногласия возникли после 2022 года, с недемобилизованными элементами TDF, сохраняющими оружие к 2025 году.
- Эритрейские силы: В альянсе с федеральными войсками оккупировали части северного и западного Тиграя; не вывелись в соответствии с CoHA, связаны с зверствами и массовым перемещением в 2024–2025 годах.
- Милиции и региональные власти Амхара: Поддержали федеральное наступление для возврата западного Тиграя, исторически под амхарским управлением; продолжают оккупировать около 20% территории Тиграя, приводя к столкновениям с возвращающимися тиграйцами и перемещению свыше 300 000 человек к 2023 году.
- Региональные силы и милиции Афар: Ответили на вторжения TPLF в конце 2021 года, вернув районы и мобилизовав местных на фоне мести; переместили свыше 300 000 жителей Афар.
- Фронт освобождения Оромо (OLF) и Армия освобождения Оромо (OLA): Военный альянс с TPLF в 2021 году, критикуя федеральное переусердствование; расширили операции во время конфликта из-за отвлечения ресурсов.
Жертвы и гуманитарное воздействие
Общие цифры жертв неполны, но выделены инциденты вроде многочисленных смертей солдат 3 ноября 2020 года и резня в Май-Кадра 9 ноября 2020 года, где TPLF обвиняется в нападениях на не-тиграйских гражданских. Зверства включали систематическое этническое преследование, блокады и атаки на гражданских эритрейскими силами, задокументированные в отчётах 2024–2025 годов. Гуманитарные последствия были тяжёлыми: федеральная блокада с ноября 2020 по март 2022 года ограничила поставки еды, топлива и медикаментов в Тиграй, вызвав голод, затронувший до 900 000 человек к июлю 2022 года по оценкам США. К маю 2022 года свыше 9,4 миллиона человек нуждались в помощи в Тиграе, Афаре и Амхаре. Вторжения TPLF переместили свыше 300 000 жителей Афар и заблокировали пути помощи, усугубив риски голода. Оккупация Амхара вызвала перемещение свыше 300 000 тиграйцев из западного Тиграя к 2023 году. Продолжающиеся столкновения в 2024–2025 годах привели к жертвам среди гражданских и дальнейшему перемещению. После CoHA недоедание сохраняется; в 2023 году приостановка помощи затронула 20 миллионов из-за опасений мошенничества.
Международная реакция
Африканский союз (AU) возглавил посредничество, завершившееся CoHA 2 ноября 2022 года, подчёркивающим разоружение TPLF, выводы и гуманитарный доступ, хотя критикуемым за первоначальную нерешительность в осуждении эритрейского участия. США ввели визовые ограничения и приостановили помощь по безопасности Эфиопии и Эритрее в мае 2021 года из-за зверств и препятствий помощи, с угрозами более широких санкций против чиновников, включая Абия, в сентябре 2021 года. Европейский союз приостановил €88 миллионов бюджетной поддержки в январе 2021 года, обусловив возобновление прекращением огня, доступом и расследованиями, предоставив €4 миллиона на начальную экстренную помощь. Гуманитарные усилия Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (OCHA), USAID и партнёров ЕС включали воздушные мосты и конвои после перемирия марта 2022 года, доставив еду и укрытия миллионам, но столкнулись с несоответствиями из-за безопасности и хищений. Оценки ООН в 2024 году сочли ответ недостаточным на фоне продолжающегося недоедания.
Разрешение и текущее положение
Конфликт официально завершился CoHA, подписанным 2 ноября 2022 года, требующим разоружения TPLF в течение 30 дней, вывода эритрейских и амхарских сил, восстановления территорий и гуманитарного доступа. Однако реализация неполна: значительная часть бойцов TDF сохранила оружие к 2024–2025 годам, фаза демобилизации запущена 23 ноября 2024 года под наблюдением Временной администрации Тиграя и ООН, но застопорилась из-за невыполненных нарушений. Около 20% территории Тиграя остаётся спорным и оккупированным милициями Амхара и эритрейскими силами, нарушая соглашение и провоцируя столкновения, включая атаки TDF в июне 2024 года. Внутренние разногласия TPLF, такие как конгресс августа 2024 года, исключивший Гетачева Реду, усилили напряжённость и риски внутри-тиграйского насилия. К октябрю 2025 года трения в южном Тиграе, включая преследования и дезинформацию, а также анимозитеты Эфиопии–Эритреи и амхарские претензии, подорвали доверие к мирному процессу. Аналитики предупреждают о потенциале полномасштабной войны к концу 2025 года без принудительных выводов, раздела власти и ответственности.