Езиды: истоки и самобытность
Езиды — это курдоязычная этнорелигиозная группа, являющаяся коренным населением Курдистана, региона в Западной Азии, включающего части Ирака, Сирии, Турции и Ирана. Самоназвание езидов — «эзди».
История и происхождение
Самые ранние письменные упоминания о езидах датируются XII веком, хотя в основном история передавалась из поколения в поколение в устной форме. Предки езидов издавна проживали на территориях Северной Месопотамии. Географическое распространение и политическая власть езидов увеличивались в XIII и XIV веках, однако к началу XV века окружающие мусульманские правители начали рассматривать их как отступников и политических соперников.
Происхождение самого этнонима имеет несколько трактовок. Один из вариантов связывает слово «езиды» с названием города Езден в древнем государстве Адиабена. Некоторые западные ученые ошибочно связывают это имя с халифом Омейядов Язидом ибн Муавией, однако сами езиды отвергают такую связь.
Основание религии
Основателем езидизма считается Ади ибн Мусафир (шейх Ади), живший в XI—XII веках. Он основал суфийский орден адавийя, на основе которого позже образовалась община езидов; окончательно вероучение сложилось к XIV—XV векам. Таким образом, езидизм — относительно молодая этнорелигиозная система, восходящая к суфийскому ордену.
Религия езидизма
Езидизм — это синкретическая религия, сочетающая элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, несторианского христианства и ислама. Единственное в мире «закрытая» религия, в которую невозможно обратиться — в нее могут входить только люди, родившиеся езидами.
Последователи веруют в единого Бога и семь ангелов, главным из которых является Малак Таус (Павлин), изображаемый в виде бронзовой птицы на подставке. Всего семь бронзовых статуэток птицы, называемых санджак, хранятся в святилище Лалеше в Ираке и символизируют семь основных архангелов.
Религия опирается в основном на устную традицию, но имеются также две священные книги: «Кетебе Джилве» («Книга откровения») и «Масхафе раш» («Черная книга»). Источниками вероучения являются также религиозные гимны — «кавлы» (или «каулы»).
Язык и культура
Родной и национальный язык — курдский, диалект курманджи. Езидская культура богата фольклором, включающим молитвы, сказания и песни.
Традиционные музыкальные инструменты включают духовые инструменты (блур, фик, майе, дудук, зурна), а в религиозных церемониях используется барабан (даф).
Социальная структура
Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Высшая духовная каста — шейхи, возглавляемые баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме Лалеше. Специальное сословие «кавлы» — сборщики пожертвований — периодически носят религиозные статуэтки по селениям.
Численность и распределение
Общая численность езидов в мире составляет более 847970 человек. Основная территория компактного проживания находится в Ираке, в районах Айн-Сифни и Синджар в провинциях Найнава и Дахук.
| Страна | Численность | Процент от мирового населения езидов |
|---|---|---|
| Ирак | 500000 | 58.96% |
| Германия | 200000 | 23.59% |
| Россия | 40586 | 4.79% |
| Армения | 35272 | 4.16% |
| Бельгия | 35000 | 4.13% |
| Грузия | 12174 | 1.44% |
| Сирия | 10000 | 1.18% |
| Швеция | 6000 | 0.71% |
| Турция | 5000 | 0.59% |
В России, согласно переписи населения 2010 года, проживает около 40586 езидов. Наибольшее количество сосредоточено в Краснодарском крае (примерно 5000 человек), а также в Нижегородской, Ставропольской и Ярославской областях (по 3300-3800 человек).
История миграции в Закавказье
Первое появление езидов в Закавказье датируется XII веком, когда ряд езидских семей переселились в Грузию. Второе появление произошло в 1770 году, когда один из езидских вождей Чобан-Ага обратился с письмом к грузинскому царю Ираклию II с просьбой взять под опеку езидов, дабы избежать исламского удара.
Численность езидов в Грузии значительно сократилась: с более чем 30000 в 1989 году до 18-21 тысячи в 2002 году и примерно 12000 в 2014 году. 16 июня 2015 года езиды отметили открытие храма и культурного центра в Тбилиси.
Исторические преследования
Согласно езидскому устному преданию, в течение 12 столетий 72 раза учинялась резня со стороны соседних исламских народов с целью полного уничтожения езидской веры и культуры. Апогей этих преследований пришелся на 1915 год, когда Османская империя проводила геноцид против немусульманских народов, включая езидов. В XIII веке из Мосула был похищен лидер езидов, позже казнен, и в результате началась многолетняя война, вынудившая езидов покинуть города и укрыться в горах.