contrafront.ru

Традиция кровной мести в Албании

Кровная месть, известная в Албании как "джакмарие" (gjakmarrja), что буквально переводится как "забирание крови", — это древний обычай, который регулирует жизнь в консервативных районах Албании вот уже более пяти столетий. Эта традиция остаётся одной из наиболее жестких и в то же время запутанных систем "правосудия", которая продолжает существовать в современной Европе, несмотря на формальное признание Албании членом НАТО и кандидатом в члены ЕС.

Исторические корни и Канун Леки Дукаджини

Основной правовой основой кровной мести является Канун Леки Дукаджини — свод архаических законов, разработанный князем Лека Дукаджини (1410—1481) в XV веке. Лека Дукаджини был высокообразованным юристом и кодификатором албанского обычного права, который получил образование в Венеции и был вдохновлен идеями ренессансного гуманизма.

Канун возник как система саморегуляции в условиях отсутствия сильной центральной государственной власти. Это был не только инструмент правосудия, но и своеобразный социальный договор, передаваемый из поколения в поколение через устное предание. Лишь в начале XX века албанский францисканский монах Штефан Гечови организовал эти неписаные правила в письменный сборник, позволив сохранить их для истории.

Механизм кровной мести

Кровная месть функционирует как система взаимного сдерживания, в которой её главная идея заключается в том, что ущерб одному члену семьи требует кровного возмездия семье обидчика. В отличие от простой вендетты (revenge или "хакмарие"), которая представляет собой единственный ответный удар, кровная месть может продолжаться поколениями и не прекращается, пока не будут истреблены все мужчины одной из враждующих сторон.

Обидой, способной спровоцировать кровную месть, могут быть убийство, серьёзное ранение, изнасилование, кража, а также оскорбления чести семьи. Так, например, в деревне Блеран простое толкание соседа на улице, расценённое как оскорбление чести, привело спустя 13 лет к убийству человека, который совершил этот проступок.

Правила Кануна и защита от мести

Несмотря на свою репутацию как инструмента беззаконной мести, Канун содержал определённые правила, призванные минимизировать хаос. Внутри дома убийство в соответствии с Кануном запрещалось, так как гость считался священным и находился под защитой хозяина. Однако в современной Албании эти классические правила часто нарушаются.

Современное состояние и масштаб явления

После краха коммунистического режима Энвера Ходжи в 1990-х годах, который на протяжении 40 лет фактически подавлял эту традицию, кровная месть вновь получила распространение в сельских районах Албании, особенно на горных территориях север страны.

В настоящее время численность вовлечённых в кровную месть семей оценивается в несколько тысяч. На сегодняшний день существуют данные о том, что более 5500 албанских семей практикуют кровную месть, хотя некоторые источники указывают, что примерно 20 000 мужчин живут в постоянном страхе смерти из-за её угрозы. Более того, за двадцать два года от кровной мести погибло более 10 000 человек.

Наиболее характерным является явление, при котором более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из своих домов, опасаясь реализации угрозы кровной мести. Это лишает детей возможности получить образование и нормально социализироваться.

Воздействие на положение женщин

Система Кануна создала уникальное и парадоксальное явление в албанском обществе — феномен "бурнешей" (клятвенных дев), женщин, которые добровольно отказались от своей женской идентичности. В патриархальной системе, где женщины не имели прав голоса, не могли работать, курить, носить брюки или владеть имуществом, некоторые женщины избирали путь принесения клятвы целомудренности перед советом из 12 старейшин деревни.

Став "бурнешей", женщина получала мужские привилегии: право ездить верхом, носить оружие, курить, участвовать в мужских собраниях и принимать решения по семейным вопросам. Однако эта "трансформация" требовала полного отказа от брака и сексуальной жизни на всю оставшуюся жизнь. По оценкам, всего в Албании осталось менее 10 бурнешей, хотя исторически их было несколько тысяч.

Кроме того, в условиях кровной мести женщины и дети часто становились мишенями для мести, хотя Канун классически предусматривал их защиту. В современной Албании эти исключения зачастую игнорируются.

Попытки преодоления традиции

Несмотря на глубокие корни в культуре, современное албанское государство и международные организации предпринимают попытки искоренить эту практику. Существует организация "Кровная месть ради справедливости", возглавляемая Роландом Щюси, однако её члены фактически защищают соблюдение Кануна, а не его преодоление.

На Кавказе применяется альтернативный подход — использование "цены крови" (дийя), денежной компенсации вместо физической мести, однако в Албании такая система получила меньшее распространение.

Кровная месть в Албании остаётся живой реальностью, оказывающей глубокое влияние на жизнь целых поколений и служащей ярким примером того, как архаические социальные системы могут сохранять власть над обществом даже в условиях современного государства и международного давления.