Моси (мосси)
Моси (самоназвание — мооси, моага; также известны как мосси, мосе, мооре) — крупнейшая этническая группа в Буркина-Фасо (ранее Верхняя Вольта). Они составляют около 52–53% населения страны и являются доминирующим народом в центральной части региона бассейна реки Вольта.
Численность и расселение
- В Буркина-Фасо: около 11–12 млн человек (по оценкам на 2020-е годы, при общей численности населения ~23–24 млн).
- Общая численность моси в мире: более 14 млн человек.
- Значительные диаспоры живут в Кот-д’Ивуаре (второй по величине этнос там, ~3–4 млн), Гане, Мали, Того, Бенине и других странах Западной Африки. Миграция моси усилилась в колониальный период из-за принудительного труда на плантациях и экономических причин.
Язык
Моси говорят на языке мооре (морэ) — это тональный язык из группы гур (гурские языки) нигеро-конголезской семьи. Мооре является одним из национальных языков Буркина-Фасо и служит лингва франка в центральной части страны. Французский — официальный язык государства.
История
Моси сформировались как этнос около XV века в результате смешения завоевателей-конников (из регионов современного Ганы и северной Нигерии, связанных с народами дагомба и мампруси) и местных земледельческих народов (ньоносе, гурманче и др.). Легендарная прародительница — принцесса Йенненга, дочь короля из Ганы, которая бежала на север и вышла замуж за местного вождя. Её сын Уэдраого основал первое царство в Тенкодого.
С XI–XV веков моси создали мощные централизованные царства Моси (самые известные: Уагадугу, Ятенга, Тенкодого, Фада-Нгурма, Буссума). Они успешно сопротивлялись экспансии империй Мали и Сонгай (включая набеги на Тимбукту), а также исламизации и работорговле. Царства моси просуществовали до французской колонизации в конце XIX века и сохраняли автономию даже под колониальным правлением.
Сегодня традиционный император моси — Мого Наба (в Уагадугу) — остаётся важной символической и культурной фигурой, часто выступает посредником в политических конфликтах Буркина-Фасо.
Общество и социальная структура
Общество моси строго иерархично и делится на две основные группы:
- Накомсе (потомки завоевателей-конников) — правящая элита, из которой выходят все короли и вожди (наба).
- Тенгбииси (потомки автохтонных земледельцев) — основная масса населения: фермеры (ньоносе), кузнецы (сая), торговцы (ярсе).
Дополнительно выделяют бывших рабов и другие касты. Власть передаётся по патрилинейной линии, село управляется вождём, подчинённым региональному наба, а все — Мого Наба.
Религия и верования
Большинство моси — мусульмане-сунниты (ислам проник с севера, но не доминировал из-за сопротивления элиты). Значительная часть придерживается традиционных верований: поклонение предкам, духам природы и плодородия. Христианство — меньшинство. Важны ритуалы с масками (особенно у ньюносе), жертвоприношения и культ земли.
Культура и хозяйство
- Основное занятие: земледелие (просо, сорго, хлопок, арахис), скотоводство.
- Известны яркими полихромными масками (каран-вемба и др.), используемыми в церемониях, танцах и похоронах. Маски символизируют духов предков и животных.
- Традиционная архитектура: глинобитные дома с внутренними дворами.
- Ценности: уважение к старшим, коллективизм, воинские традиции.
Моси — один из самых ярких примеров сохранения традиционной африканской государственности в современном мире. Несмотря на модернизацию, они сохраняют сильную этническую идентичность и влияние в Буркина-Фасо.