Народ оромо: история, культура, борьба
Народ оромо — это кушитская этническая группа, родом из региона Африканского Рога. Они в основном населяют регион Оромия в Эфиопии, а также северную Кению, с небольшими общинами в Судане и Сомали. Оромо — самая крупная этническая группа Эфиопии, их численность превышает 30 миллионов человек. Они говорят на языке афан оромо (Afaan Oromo) — кушитском языке афроазиатской семьи. Традиционно оромо занимались скотоводством, земледелием и полукочевым образом жизни, адаптированным к высокогорьям и низменностям региона.
В центре общества оромо стоит система Гадаа — автохтонная демократическая структура, основанная на поколенческих классах. Каждые восемь лет роли (политические, экономические, военные и ритуальные) переходят к следующему поколению. Это обеспечивает подотчётность и консенсусное управление без наследственной власти. ЮНЕСКО признало Гадаа нематериальным культурным наследием человечества.
По вероисповеданию оромо разнообразны: значительная часть — мусульмане и христиане, но сохраняется и традиционная монотеистическая вера Ваакефанна (Waaqeffanna), поклоняющаяся богу неба Ваака (Waaqa). В современной Эфиопии оромо активно борются за большую автономию и права на ресурсы, что отражает напряжённость вокруг федерализма и этнического устройства страны, установленного в 1990-е годы.
Происхождение и идентичность
Самоназвание и этимология
Оромо называют себя Oromoo (единственное и множественное число одинаково). Этот термин — внутреннее самоназвание, уходящее корнями в устные традиции. Раньше соседние народы (особенно амхара) называли их «галла» — слово, зафиксированное в хронике 1593 года. С конца XIX века оромо начали активно продвигать своё самоназвание, отвергая уничижительный экзоним.
Этимология слова «Oromoo» связана с диалектной формой, возможно происходящей от устаревшего «orma» — «человек», «чужак». Точный корень остаётся спорным, но он подчёркивает идею «мы — народ».
Генетика и антропология
Генетически оромо — типичный народ Африканского Рога:
- ≈51% западно-евразийской примеси (как у амхара);
- Y-хромосома: 63% гаплогруппы E1b1b (кушитские пастухи) + 10% J (семитское влияние);
- мтДНК: в основном субсахарские L0/L2/L3.
Это говорит о древних миграциях мужчин-носителей афроазиатских языков и асимметричном генном потоке. Оромо генетически ближе к амхара и южноаравийским народам, чем к нилотам или омотам.
Язык
Афан оромо — самый распространённый кушитский язык.
- Диалектный континуум (от Борана до Харэр);
- 99% взаимопонятность между соседними диалектами;
- Письменность Кубее (Qubee) на латинской основе принята в 1991 году;
- До 60% грамотности в Оромии.
Язык богат заимствованиями из амхарского, арабского и европейских языков, но основа — кушитская.
История
До XVI века
Оромо жили в южных низменностях Эфиопии (Бале, долина Генале). Делились на две большие группы: Борана и Баренту. Основой общества были родовые кланы (госса) и система Гадаа. Мужчины проходили 5 возрастных стадий каждые 8 лет; власть избиралась, законы принимались на собраниях Гуми Гайо. Женщины и кастовые группы формально исключались из политики, но их мнение учитывалось.
Великое расширение XVI века
С 1520-х годов оромо начали стремительные миграции на север. Причины:
- перенаселение;
- засухи;
- мобильность конных отрядов, организованных по Гадаа.
Воспользовавшись ослаблением Эфиопии после войны с Адалом (1529–1543), оромо захватили Бале, Арси, восточный Шоа, западные и северные земли. Хроника монаха Бахрея (1593) описывает тактику: сезонные набеги, захват пастбищ, порабощение. К 1600 году оромо контролировали большую часть юга и центра современной Эфиопии.
XIX–XX века: завоевание империей
- 1880-е — Менелик II покоряет оромские государства Гибе (Джимма, Лека).
- 1881–1900 — героическое сопротивление арси оромо (копья против ружей).
- Рас Гобана Даче (оромо на службе императора) помогает покорить запад.
- Империя вводит систему нефтегна-габбар: земли отбирают, оромо превращают в крепостных.
- 1963–1970 — восстание в Бале против налогов и призыва.
- При Хайле Селассие — политика амхаризации, запрет оромского языка в школах.
Современность
После 1991 года Оромия стала автономным регионом в составе федеративной Эфиопии. Однако протесты 2014–2018 годов («Oromo Protests») требовали настоящей автономии, прекращения маргинализации и справедливого распределения ресурсов. Движение сыграло ключевую роль в приходе к власти премьера Абия Ахмеда (2018), первого этнического оромо на этом посту.
Культура и общество
- Гадаа — не только политика, но и календарь, ритуалы, воспитание молодёжи.
- Традиционная религия Ваакефанна: один бог-творец Ваака, духи природы, ритуалы у священных деревьев.
- Мусульмане (сунниты) преобладают на востоке, христиане — в центре и на западе.
- Музыка: круговые танцы, барабаны, песни под крар (лира).
- Кухня: инжера из теффа, сыр итту, мясо, кофе-церемонии.
- Одежда: белые хлопковые туники, яркие платки у женщин, кожаные плащи у пастухов.
Известные оромо
- Абий Ахмед — премьер-министр Эфиопии, Нобелевская премия мира 2019.
- Хайле Гебреселассие — легендарный бегун, двукратный олимпийский чемпион.
- Лемма Мегерса — писатель, автор первого романа на афан оромо.
- Дерту Туллу — легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2020.
Народ оромо — это динамичная общность, сохранившая древнюю демократию Гадаа в XXI веке и продолжающая борьбу за культурное и политическое признание в многоэтничной Эфиопии.